Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

1. Статья 16 ГК соответствует ст. 53 Конституции РФ, в которой провозглашено, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных Вслед за Конституцией ст.

16 ГК закрепляет общий принцип имущественной ответственности за причиненный в сфере управления вред.

Но если ст. 53 Конституции предполагает возмещение, причиненного только гражданину и только органами государственной власти, то комментируемая статья в качестве потерпевших, которые имеют право на возмещение вреда, называет как граждан, так и юридических лиц, а в качестве причинителей — не только государственной власти и их должностных лиц, но и любые государственные, органы местного самоуправления и их В статье 16 ГК (как и в ст. 53 Конституции РФ)

Вред причиненный актом органа местного самоуправления гражданину

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ возмещение вреда в соответствии с настоящей статьей не препятствует присуждению компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Действие статьи 1069 распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным (Федеральный закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ).

О применении статьи 1069 см. Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 N 22-О. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Гражданское право Помимо норм Конституции РФ и ГК ответственность за вред, причи­ненный органами исполнительной власти и их должностными лицами, регламентирована НК, Федеральными законами от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 33), от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 26), от 27.11.2010 № 311-ФЗ

«О таможенном регулировании в Рос­сийской Федерации»

(ст.

25) и др. Основанием возникновения права гражданина требовать от государ­ства возмещения вреда являются незаконные действия (бездействие) или решения органов исполнительной власти (их должностных лиц). Под незаконными следует понимать действия, противоречащие зако­нам и иным нормативным правовым актам любого уровня. Вред может быть причинен как действиями (бездействием), так и ре­шениями государственных органов, местного самоуправления (их должностными лицами), принимаемыми в сфере государственного управления.

Возмещение вреда, причиненного органами власти

.

Судебная практика 1. Общие положения. 2. Кто является ответчиком? 3.

Надлежащего ответчика должен определить суд. 4. Можно ли взыскивать убытки по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных, местного самоуправления либо должностных лиц этих без предварительного судебного признания таких действий незаконными?

5. Взыскание убытков, понесенных в связи с предоставлением предусмотренных законодательством льгот 6. Условия наступления деликтной ответственности 7. О сроках исковой давности 8. О взыскании с ответчика расходов на представительство его интересов в суде по делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) субъектов власти.

Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, местного самоуправления либо должностных лиц этих, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В качестве потерпевших могут выступать любые лица: как физические, так и юридические. В качестве причинителей вреда выступают: — государственные органы; — органы местного самоуправления; — должностные лица этих органов.